Зиновьева Т.А.

Из всех искусств именно музыка оперирует эмоциями напрямую, минуя их пластическое воплощение и логическое разъяснение. Смысл музыки – эмоция в чистом виде. Музыка объективизирует эмоции, родившиеся в душе композитора и исполнителя, передаёт их слушателям. Правила построения музыкальной формы представляют собой язык передачи эмоций, их универсальную кодировку.
Восприятие музыки, как правило, замкнуто в пределах самой музыки.
Музыканты-профессионалы – против «перевода» музыки на язык других искусств. Искушённые слушатели воспринимают музыкальные образы в чистом виде, гонят прочь привходящие ассоциации. На высшем уровне постижения этого искусства, возможно, так и должно быть. Но как научить человека чувствовать несомый музыкой эмоциональный образ «изнутри» музыки, если человек не понимает «эмоциональных значений» слышимых звуков?
Изучать музыку «изнутри» - всё равно что учить иностранный язык, не обращаясь к языку родному. Постигать музыку как язык передачи эмоций – значит соотносить музыкальные «эмоциональные значения» с их эквивалентами в других художественных языках.
Традиционным способом проявить и усилить музыкальное впечатление служит сопровождение музыки неким информационным потоком со сходным эмоциональным значением.
В музыке «чистое» звучание, очищенное от всего привнесённого и сопряжённого – явление позднее и довольно искусственное. В исторической культуре и музыкальной среде, окружающей современного человека, преобладают синтетические жанры, где музыка сопровождается словами (вокал), пластикой (танец), драматическим действием (опера). В синтетических музыкальных жанрах музыка должна «подходить» к словам, движениям, зрительным образам: во-первых, по формальным параметрам, обеспечивающим синхронность восприятия информационных каналов; во-вторых, по эмоциональному содержанию.
Ассоциативный перенос эмоциональных значений музыки на другой информационный материал – несомненный факт культуры.

Рассмотрим способы визуализации музыки, практикуемые в современной художественной практике.

Первый - наиболее распространённый способ подбора изобразительных эквивалентов к музыке – иллюстративный. К музыке подбирается образ, соответствующий теме и настроению прослушиваемого произведения. С нашей точки зрения, иллюстративный подход не отражает языкового аспекта эмоционального содержания музыки. Сопряжение конкретной картинки с абстрактной, беспредметной музыкой вырабатывает слишком узкую ассоциацию, не переносимую на другой музыкальный материал. Кроме того, предметность и сюжетность иллюстрации вносит в восприятие музыки логический компонент, отвлекающий от собственно эмоционального содержания произведения.
Второй способ организации параллельного видеоряда можно назвать элементарным. Он предполагает поиск изобразительных эквивалентов отдельным элементам, составляющим музыкальную форму (нотам, тембрам, темпам, ритмам, тональностям). Как концепция элементарный подход к установлению эмоциональных ассоциаций между музыкой и пластикой сформировался в начале 20 века. Художники и музыканты В. Кандинский, А. Шёнберг, А. Скрябин выявляли объективные эмоциональные значения цвета, формы, соотносили их с элементами музыки, создавали симфонические картины и картины-симфонии. Однако на этом пути возникли трудности выявления однозначных, объективных значений «языковых единиц» искусства. Довольно широк и субъективен спектр эмоциональных ассоциаций, связанных с тем или иным структурным элементом художественной формы. Он обусловлен массой социокультурных факторов.
Элементарный подход не учитывает очевидного для искусства факта: эмоцию вызывает не отдельный элемент художественной формы, не их механический набор, а некая художественная целостность, складываемая из элементов, но не сводимая к их сумме. Эмоциональная выразительность формальной структуры и есть критерий её целостности и признак художественности. Искусство – веками испытанное коммуникационное средство; публика воспринимает и переживает эмоции, заложенные в произведение авторами. Не обладая объективной «читаемостью» его смыслов, оно не могло бы выполнять этой функции.
Простейшая структура, обладающая общезначимой эмоциональной выразительностью, состоит как минимум из двух элементов: сочетание цветов (контраст, нюанс), звуковой интервал в последовательности или аккорде (диссонанс, консонанс). Практически же состав эмоционально-значимых структур в пластике и в музыке гораздо сложнее.
Третий способ визуализации музыки мы назвали структурным. Он устанавливает эмоциональную эквивалентность музыки и изображения на уровне структур, обладающих художественной целостностью. Это создание изобразительного целого, соответствующего строению музыкального произведения или его фрагмента. Видеоряд должен нести аналогичный эмоциональный заряд. Компьютерные технологии (монтаж видеоряда из статичных изображений, компьютерная анимация, озвученное видео) позволяют максимально сблизить, синхронизировать восприятие музыки и её изобразительного аналога.

Как в рамках структурного подхода решается проблема объективности эмоционального соответствия видеоряда музыке?
Прежде всего, следует предостеречь от соблазна жёстко заданных, однозначных соответствий. Их навязывание учащимся приведёт к выучиванию этих значений, минуя собственное эмоциональное переживание. Задача же состоит в том, чтобы развивать саму ассоциативную способность учащихся – умение связывать формы и звуки, и шире – информацию из разных областей знания и опыта - по эмоциональному признаку.
Да, ассоциации цвета с тембром или графической фигуры с музыкальной темой, демонстрируемые в мультимедийном пособии, на совести разработчика. Но закономерность комбинирования и преобразования цветов и фигур объективна, поскольку задана структурой музыкального произведения - его темпом, ритмом, композицией во времени, гармоническим строем. Изобразительное решение пособия представляет собой визуальный анализ музыки, проведённый создателями мультимедийного продукта. Слушателям-зрителям этот анализ преподносится как интеллектуальная задача: уяснить закономерность динамического строения музыки, опираясь на впечатления от движущейся картинки. Эмоциональные ассоциации утрачивают характерную для обыденного общения с искусством спонтанность и непроизвольность. Ассоциации осознаются и осмысливаются.
При этом не принципиально, конкретны или абстрактны визуальные образы, интегрированные с музыкой, поскольку структурная визуализация не иллюстративна, а эмоционально-ассоциативна.
Визуальный ряд, каким бы он ни был – последовательностью статичных изображений, анимацией или видеофильмом – должен восприниматься, как единый синтетический продукт; музыкальный и визуальный компоненты которого равновесны (картинка не отвлекает от музыки). Приветствуются минимально-достаточные, лаконичные изобразительные решения, предельно ясные по своей структуре.
В синтетическом музовизуальном продукте могут быть предусмотрены интерактивные действия (прослушивание целиком и по частям, возможность многократного воспроизведения, вариативный порядок работы с пособием, игровые действия), чтобы зритель-слушатель не был пассивным потребителем мультимедийного продукта.

Примеры продукции:

Интерактивные

Видео